
Осенью 2019 года будет закончен фильм «Судьба диверсанта». Еще не попав на экраны, о фильме уже много говорят и пишут.
К сожалению, киноверсия подвига будет далека от исторической правды… Подвиг реального героя-диверсанта Крыловича будет преломлен (точнее выражаясь — искажен) через «творческую призму» знаменитого режиссера Дмитрия Астрахана и белорусского сценариста.
А как будет снято в кино — так и останется в массовом сознании, «в народе».
Федор Крылович (в фильме он носит фамилию «Орлович» и действие происходит в городе «Астаповичи») снова и снова преподносится в статусе «героя-одиночки».
Так считает и режиссер Д.Астрахан, смотрите отрывок его интервью телеканалу БТ-1:
Но знаменитый режиссер не прав!
Появляющиеся архивные материалы свидетельствуют, что:
- Крылович Федор Андреевич совершил диверсию являясь агентом спецгруппы НКГБ «Храбрецы», командир группы — Рабцевич А.М. (псевдоним «Игорь»);
- Минирование эшелонов на станции Осиповичи — результат выполнения Ф.Крыловичем целенаправленного задания НКГБ — осуществлять минирование проходящих составов с горюче-смазочными материалами, прикрепляя 2 магнитные мины в начале и конце составов;
- Магнитные мины в количестве 6 (шесть) штук вручил лично (без каких-либо посредников) сотрудник (политрук) спецгруппы «Храбрецы», непосредственно работавший с агентом, Шевчук Сергей Савельевич примерно за 2-3 недели до диверсии;
- Для выполнения задания агент Крылович получил вместе с минами 500 (пятьсот) немецких марок;
- Кроме Шевчука С.С. на встрече с агентом Крыловичем присутствовал сотрудник спецгруппы НКГБ Бочариков, который проинструктировал каким образом привести мины в боевое положение, установив максимальное время задержки их сработки — примерно на 3 часа;
- После взрыва на станции агент Крылович подготовил письменный отчет НКГБ о подробностях диверсии.
На все 6 вышеприведенных утверждений в проекте «Электронная книга Память. Осиповичский район» имеются аргументы, обоснования — воспоминания, мемуары сотрудников спецгруппы, копии документов, ссылки на архивные материалы.
В частности, на портале «Партизаны Беларуси», который начал работу с июля 2019 года, опубликованы наградные листы на исполнителя диверсии Крыловича Ф.А. —

и организатора этой диверсии Шевчука С.С. —

Обратите внимание, что оба документа (и на Шевчука, и на Крыловича) подписаны должностными лицами НКГБ — заместителем наркома госбезопасности БССР полковником госбезопасности Политико и начальником 4-го управления НКГБ БССР подполковником государственной госбезопасности Дечко.
В графе 3 у Крыловича Ф.А. значится — «боец спецгруппы НКГБ», у Шевчука С.С. — «политрук спецгруппы НКГБ».
О роли Шевчука С.С. в диверсии написано достаточно ясно и недвусмысленно: «…30 июня 1943 года тов. Шевчук организовал крупную диверсию на железнодорожной станции Осиповичи…«
Конечно же, награждение обоих чекистов медалью «Партизану Отечественой войны» 1 степени несоразмерно их подвигу! Но после войны долгое время и тот и другой молчали и нигде не афишировали причастность к органам госбезопасности и свои заслуги в совершении крупнейшей диверсии. Хранило молчание и само ведомство…
С момента подвига сотрудников спецгруппы НКВД прошло 75 лет и через воспоминания ветеранов-чекистов, отдельные рассекреченные документы КГБ постепенно все становится на свои места.
Давайте спустя три четверти века называть вещи своими именами:
Величайшую диверсию на станции Осиповичи 30 июля 1943 года совершил не герой-одиночка, а агент органов госбезопасности Крылович Ф.А., входивший в спецгруппу НКГБ БССР «Храбрецы». Организатор диверсии — политрук спецгруппы «Храбрецы» Шевчук С.С., отработавший задание, вручивший агенту 6 магнитных мин и денежное вознаграждение 500 немецких марок.