
Прошло три четверти века, а из публикации в публикацию продолжает переписываться красивая сказка-миф о том, как комсомольский вожак Павел Воложин, якобы, в 1943 году передал магнитные мины партизану-подпольщику-диверсанту Федору Крыловичу для совершения знаменитого взрыва 4 эшелонов на станции Осиповичи.
Вот, в частности, что об этом пишется на сайте Могилевского обкома БРСМ в публикации от 30.01.2008 г. «О чем умалчивает история о войне?»:
«…Помогли Крыловичу подготовить диверсию партизаны специального диверсионного отряда НКГБ «Храбрецы», которые передали через Воложина ему две специальные мины» (всю статью можно прочитать ЗДЕСЬ)
Зачастую этот миф «подтверждается и покрепляется» цитатой из докладной записки секретаря подпольного обкома комсомола П.Воложина своему руководству, о том, что «имел встречу с Федором Крыловичем», а тот — «хороший, боевой парень»…
Вот этот фрагмент звучит в статье авторитетного центрального издания «Советская Белоруссия» от 8 мая 1998 г. (№№ 119-120):
«…Весной 1943 года на Федора Крыловича вышел секретарь Могилевского подпольного обкома ЛКСМБ Павел Воложин и поручил ему создать в городе комсомольскую организацию. В донесении Воложина секретарю ЦК ЛКСМБ Кириллу Мазурову, датированном 2 июля 1943 г., говорилось:
«Имел свидание. Подобрался замечательный парень. Он у меня уполномоченный по г. Осиповичи — Крылович Ф.А. …Он по моему поручению организовал 9 комсомольских организаций по 3-4 человека в организации. Ребята толковые и энергичные, только нужен материал. Стыдно признаваться, что нет тола и мин. Жду. Этот Крылович Федя замечательный парень, энергичный и инициативный, исполнительный. Вот, что он проделал за свое пребывание в Осиповичах: кроме этих 9 организаций у него есть еще 11 человек диверсантов и 5 распространителей литературы. Состав — комсомольцы и молодежь. Друг с другом они не связаны. Эта группа уничтожила за свое существование 21 цистерну с горючим, 13 платформ с горючим. Выведено из строя 38 электромоторов, дизель электростанции выведен из строя на 6 месяцев… переправил в партизанские отряды 52 человека молодежи. Парень хорошо знает работу подполья, конспирации. Поставил перед ним ряд новых задач и основное — активизация действий созданных организаций».
В авторитетной республиканского значения газете опять приводится субъективная выводная информация, о том, что комсомольский вожак получил 2 мины для передачи Ф.Крыловичу:
«В середине июля 1943 года Воложин познакомился с командованием спецотряда НКГБ БССР «Храбрецы». В этом отряде он получил две магнитные мины английского производства. Получил под обещание поставлять из Осиповичей разведывательную информацию, которую требовало у чекистов их московское командование. Это был нормальный товарообмен по цепочке. Мины (опять же через третьи руки) были доставлены Федору».
В отдельных современных видеофильмах о диверсии в Осиповичах вставляют вставляют фрагменты с письмом П.Воложина о Крыловиче, продолжая тиражировать и поддерживать тем самым иллюзию причастности комсомольского вожака к организации взрыва:
Но это не так! Комсомол не участвовал в организации диверсии.
Когда в 70-80-е годы прошлого века тезис о передаче мин Крыловичу через комсомольского вожака П.Воложина стал уж очень часто звучать со страниц изданий, организатор взрыва Шевчук Сергей Савельевич (бывший политрук группы спецотряда НКГБ «Храбрецы», в послевоенное время — директор одной из школ Слуцка, заслуженный учитель) направил письмо-опровержение в редакцию центральной «партийной» газеты. Документ был передан «для разбирательства партийному руководству» и таким образом сохранился, попав в партийные архивы.

Ниже приводим отрывок из этого письма. Копию текста (точную выписку) предоставил проекту Качанович Павел Сергеевич, работавший в архивах в конце 90-х годов при подготовке материалов для книги «Память. Осиповичский район» (2002 года издания). К сожалению, в то время сделать фотокопию архивного документа было невозможно…

«…В вашей газете от 22 августа 1978 года была помещена статья «В ночь на тридцатое». В основном в ней шла речь о крупной диверсии на станции Осиповичи в июле 1943 года.
Об этой диверсии в свое время рассказывалось на страницах разных изданий. О ней писалось в «Настаўніцкай газеце» (перечисляются другие периодические издания и книги) …
Обращает на себя внимание то, что в каждой публикации описание этой диверсии дается по-разному, а иногда и неточно. Объясняется это тем, что некоторые авторы корреспонденций пользовались неточными источниками. За исключением мемуаров т.Ливенцева, упоминается и мое имя, но роль, которую я выполняю в «Осиповичской операции» всегда разная…
Так вот я и есть тот политрук диверсионной группы Шевчук С.С., имя которого упоминается в статье «В ночь на тридцатое» и настоящим хочу довести до сведения тов. Воложина, что никаких мин с Бочериковым мы ему не вручали и связь с Крыловичем установили через нашего оперуполномоченного Змушко С.В. Мины Крыловичу вручал я, да и не только мины. Неоднократно Крылович получал от меня немецкие марки (для организации работы подполья мы располагали таким фондом). А чтобы не мудрствовать лукаво я сошлюсь на собственноручную докладную Крыловича, которая хранится в архивных материалах по спецотряду «Храбрецы». В ней он пишет все подробно. Я являюсь не только живым свидетелем этой операции, но и одним из ее организаторов…»
О непричастности П.Воложина к «Осиповичской диверсии» свидетельствуют и его наградные документы, опубликованные к 75-летию Освобождения Беларуси на портале «Партизаны».

В наградных листах перечислены заслуги по «комсомольской линии» — создание подпольных комсомольских ячеек, пропагандистская работа и т.п.
Доставка мин, организация диверсий, увы, не входила в обязанности лидера подпольной комсомольской организации.

Еще один аргумент против «комсомольского участия» в диверсии — это полнейшее отсутствие воспоминаний конкретных свидетелей и каких-либо документов о факте встреч и обстоятельствах вручения мин как ему (П.Воложину) от «Храбрецов», так и им Крыловичу.
«Следов» пока не найдено ни в мемуарной и художественной литературе, ни в архивах — НИГДЕ! Пора отказываться от мифа о причастности комсомола к организации величайшей диверсии на ст. Осиповичи.
Комсомольским организациям и их лидерам и без этого есть чем гордиться за военные годы, участие в партизанском движении и подполье — они внесли СВОЙ значимый вклад в Победу, решая СВОИ задачи, выполняя СВОИ функции.
Буду искренне рад, если кто-то, пытаясь все же отстоять роль П.Воложина и комсомола достанет, поделится и предъявит конкретные факты, материалы, документы.
Пишите:
Понимая «остроту» вопроса, лично подписываюсь
С уважением,
Шпак Валентин Леонтьевич, администратор проекта «Электронная книга Память. Осиповичский район»