Партизанская хроника Осиповичского края

Почти 3 года… 1093 дня…

 

23 июня 1941 года — Осиповичский железнодорожный узел на рассвете подвергся жестокой бомбардировке фашистской авиации…

С 22 на 23 июня 1941 года немецкие самолеты бомбили железнодорожный узел Осиповичи и военный городок. Для проведения эвакуации и борьбы с вражескими парашютистами в Осиповичах был создан штаб обороны города и района, который возглавил председатель райисполкома Н.Ф.Король (Королев).

Начиная с 22 июня 1941 года — начался перевод работы на военный лад. На Королева (Короля) Н.Ф., как на председателя райисполкома, возлагались обязанности начальника местной обороны района. К их выполнению он приступил буквально с первых часов войны: установили охрану уцелевших предприятий, оборудовали бомбоубежище гражданскому населению. Для борьбы с десантными группами врага из числа партийно-советского и комсомольского актива создали истребительный отряд. Население района мобилизовали на сооружение оборонительных укреплений, на погрузку и эвакуацию боеприпасов, горючего и других материалов из военных складов.

23 июня 1941 года — договорено, что районный актив должен был прибыть на сборный пункт в окрестностях д. Гродзянка, секретари райкома Р.Х.Голант, А.В.Шиенок и председатель райисполкома Н.Ф. Королев выехали на место сбора. Там было принято решение выйти в Кличев, где действовала еще телефонная связь с Могилевом, для установления связи с обкомом и ЦК КП(б)Б и получения указаний для дальнейших действий в условиях оккупации.

23 июня 1941 года — в областном центре (Могилеве) начали формироваться истребительные отряды для борьбы с диверсантами и борьбы с танками, курсанты межкраевой школы НКВД были разбиты на сотни и с 25 июня они были выведены за город. Были сформированы группы сотрудников чекистов и милиции, которые направлялись в западные районы области для организации местных истребительных отрядов и партизанских отрядов. Наиболее известная из них Осиповичская группа под руководством Сумченко С.С.  — читать подробнее ЗДЕСЬ

25 июня 1941 года — ушел последний эшелон из Осиповичей на восток. После захвата Бобруйска и Свислочи — прервали связь с областным центром, работники Осиповичского райкома КП(б)Б и райисполкома выехали в Кличев для того, чтобы оттуда связаться по телефону с Могилевским обкомом партии.

29 июня 1941 года — немецко-фашистские войска заняли г. Осиповичи.

30 июня 1941 года — гитлеровцы заняли Осиповичи и стали
устанавливать «новый порядок». В здании отделения железной дороги разместили военную комендатуру, в городском детском саду и яслях — полевую полицию, в противотуберкулезном диспансере — службу безопасности и тюрьму. Культурные учреждения и школы оккупанты превратили в казармы (источник — газета АК).

до 2 июля 1941 года — весь Осиповичский район был оккупирован гитлеровцами.

2 июля 1941 года — секретарь обкома Вовнянко Н.Т. по телефону сообщил Королеву (Королю) Н.Ф. о решении ЦК КП(б)Б оставить большинство советских и партийных работников районного звена в тылу врага для организации партизанского движения.

3 июля 1941 года — группа партийно-советских работников в составе Королева Н.Ф., Голанта Р.Х., Шиенка А.В., а также сотрудников НКВД-НКГБ (начальник Осиповичского межрайонного отдела НКГБ С.А.Мазур, старший оперуполномоченный того же отдела И.И.Лебедев, оперуполномоченный И.М.Барбаков, начальник отдела Барановичского управления НКГБ К.А.Рубинов, начальник Слонимского городского отдела НКГБ С.С.Сумченко и начальник того же отдела И.М.Стельмах) направились обратно в Осиповичский район.

9 июля  1941 года — группа из 9 человек прибыла в урочище Рассоха, что возле деревни Лозовое …

с 3 по 9 июля 1941 года — возвращение из Кличева в Осиповичский район.  Вот как описывает возвращение в район и первую ночевку в лесу Королев Н.Ф.: «…По земле мы ступали, зорко вглядываясь в окружающее, шли не торными дорогами, а пробирались глухими лесными тропинками в самый глубинный сельсовет района, туда, к поселку Гродзянка, где тупиком оканчивается узкоколейная железная дорога и куда не вело ни одно шоссе…»

июль 1941 года — среди рабочих-железнодорожников начало действовать партийно-комсомольское подполье. Основателем, а затем руководителем первой подпольной партийно-комсомольской группы — 18 человек — был машинист паровозного депо М.С. Шведов.

конец марта 1942 года — на базе групп Н.Ф.Королева, Д.Б.Шрейна и Г.В. Пыжова сформировался партизанский отряд № 210 имени И.В.Сталина. Его возглавил Н.Ф. Королев, начальником штаба был назначен С.С.Сумченко, комиссаром — Р.X. Голант. Вначале отряд насчитывал 48 человек, но вскоре вырос до 176 бойцов
(источник — газета АК).

18 июня 1942 года — группой партизан отряда им. Сталина в рабочем поселке Гродзянка сожжено 2 автомашины и лесопильный завод (из Боевого журнала 12-ой кавалерийской бригады о деятельности отряда им. И.В. Сталина)

21 июня 1942 года — группой партизан отряда им. Сталина сожжены деревянный мост на дороге Хутор —Гродзянка, Ляденское волостное управление и склад Ляденской МТС (из Боевого журнала 12-ой кавалерийской бригады о деятельности отряда им. И.В. Сталина).

июль 1942 года — по воспоминаниям комбрига Королева Н.Ф. в Осиповичский район прибыла группа Ф. У. Корунчикова, в составе которой был Дмитриев Б.М. (читать ЗДЕСЬ)

22 сентября 1942 года — создан Осиповичский подпольный РК КП(б) Белоруссии, секретарем которого стал Р.X.Голант, а для активизации борьбы молодежи осенью же и подпольный РК ЛКСМБ (секретарь — Иван Гнедько )
(источник — газета АК)

начало октября 1942 года — прибытие в Червенский район (точнее в д.Зенанполье на границе Осиповичского и Червенского районов) рейдового отряда «Боевой» под командованием майора госбезопасности (генерал-майора) Флегонтова А.К. Начало «Осиповичско-Червенского» периода действий бригады «За Родину» им. А.К.Флегонтова.

9 октября 1942 года — в ночь с 8 на 9 октября взорван ж.д. мост на р. Талька. В эту же ночь с целью прикрытия своих от подкрепления (противника) по железной дороге ж.д. полотно было заминировано в 2 местах, в результате чего спущено под откос два вражеских эшелона. Взяты трофеи: около 6 тыс. патронов и другое военное имущество. Возвращаясь со стн. Талька, отряд наскочил на приготовленную полицией засаду в дер. Семкова Слобода. В результате боя полиция разбежалась, оставив велосипеды (из Боевого журнала 12-ой кавалерийской бригады о деятельности отряда им. И.В. Сталина)..

15 октября 1942 года встреча двух легендарных партизанских командиров-чекистов С.Ваупшасова и А.Флегонтова (читать ЗДЕСЬ), которая состоялась около д.Зенанполье (близлежайшая деревня к урочищу «Рассоха» со стороны Червенского района). Организовал встречу В.А.Тихомиров (читать ЗДЕСЬ)

3 ноября 1942 года — группа партизан отряда им. Сталина в составе (расчета) одного 76мм орудия в соединении с конным взводом произвела налет на водокачку в районе Осиповичи (Смык). Водокачка выведена из строя (из Боевого журнала 12-ой кавалерийской бригады о деятельности отряда им. И.В. Сталина).

10 ноября 1942 года — группа партизан отряда им. Сталина (старший нач. штаба Артамонов) сделала засаду на шоссе Свислочь — Якшицы, в результате чего были сожжены 2 вражеские автомашины, следовавшие в мест. Березино, убито до 20 немцев и взяты трофеи: 1 винтовка и патроны (из Боевого журнала 12-ой кавалерийской бригады о деятельности отряда им. И.В. Сталина).

24 ноября 1942 года — отрядом им. Сталина совместно с кавалерийской группой и отрядом Ливенцева произведено наступление на немецко-полицейский гарнизон мест. Липень. В результате боя нами разрушено 5 дзотов, убито 15 немцев и полицейских. Кроме того, наша группа, предохраняющая подход подкрепления со стороны Осипович, сожгла 2 вражеские автомашины, убила 12 немцев и взяла в плен 4. Захвачены трофеи. Окончательный разгром гарнизона не достигнут…(из Боевого журнала 12-ой кавалерийской бригады о деятельности отряда им. И.В. Сталина).

26 ноября 1942 года — неудачный штурм полицейского гарнизона в д.Липень отрядами бригады «За Родину» (читать ЗДЕСЬ)

27 ноября 1942 года — операция по уничтожению железнодорожного эшелона на перегоне около д.Цель силами отрядов бригады «За Родину» (под командованием А.К. Флегонтова). Потери немцев — примерно 400 человек, потери партизан — 1 человек (читать ЗДЕСЬ) 

4 января 1943 года — бой у д.Горожа. В засаду попала группа из 8 партизан 44 отряда бригады «За Родину» А.К.Флегонтова. Погибли 2 человека — Волчок Николай и Шпак Василий (читать ЗДЕСЬ)

6 января 1943 года — по данным разведки, в дер. Каменичи прибыло до 700 немцев и предателей. В 10.00 отряд вышел в район Каменичи и совместно с отрядом Короля разбил группировку противника, который имел целью борьбу с партизанами и грабеж мирного населения. В бою отличилась батарея (из Боевого журнала 12-ой кавалерийской бригады о деятельности отряда им. И.В. Сталина)..

январь 1943 года — комсомолец-москвич Б.М.Дмитриев из отряда № 211 при отходе с места стоянки заминировал лагерь и на минах подорвались многие фашисты.

9 февраля 1943 года — группой партизан отряда им. Сталина на неэксплуатируемой ветке Верейцы — Гродзянка взорван ж.д. мост длиной 7 м. Данная ветка в скором времени предназначалась для эксплуатации (из Боевого журнала 12-ой кавалерийской бригады о деятельности отряда им. И.В. Сталина).

16-17 февраля 1943 года — группа партизан-флегонтовцев (старший — Четвериков М.И.), переодевшись в местных крестьян, обезвредила охрану железной дороги и подорвала эшелон возле д.Ясень (читать — ЗДЕСЬ

23 февраля 1943 года — вышел первый номер подпольной многотиражной газеты «За Советскую Родину». Редактором был коммунист П.В.Трацевский.

11 марта 1943 года — в бою около д.Игнатовка погибли комбриг А.К.Флегонтов и 19? бойцов партизанской бригады «За Родину»

10 апреля 1943 года — группой партизан отряда № 756 (старший Белоцерковец) на ж.д. ветке Лапичи — Верейцы взорван ж.д. мост. Незадолго до подрыва моста немцы пустили дорогу в эксплуатацию с целью переброски хлеба (из Боевого журнала 12-ой кавалерийской бригады о деятельности отряда им. И.В. Сталина)

18 апреля 1943 года — диверсионной группой отряда № 754 (старший Гуторев) на ж.д. Минск — Бобруйск в районе стн. Татарка пущен под откос вражеский эшелон. В результате крушения разбит паровоз и 11 вагонов с военным имуществом. Убито 15 фрицев (из Боевого журнала 12-ой кавалерийской бригады о деятельности отряда им. И.В. Сталина).

май 1943 года — Борис Дмитриев и Афанасий Черепко, проявив исключительную изобретательность и смелость, взорвали железнодорожный мост через реку Синюю и пустили под откос эшелон с солдатами противника.

в ночь с 29 на 30 июля 1943 года — героический подвиг совершил Федор Крылович: заминировал состав с горючим. В результате взрывов сгорели 63 вагона со снарядами, авиабомбами, танками «Тигр» и «Пантера», 23 платформы с бензином, 8 цистерн с автомаслом, 15 вагонов продовольствия, 5 паровозов, угольный склад, станционные сооружения.

с 3 по 4 августа 1943 года — реагируя на призыв об усилении «рельсовой войны», в результате операции на железной дороге Минск-Бобруйск бойцами отряда № 210 перебито 456 рельсов, № 211 — 227, № 213 — 75, № 214 — 100 и отряда № 215 — 179 рельсов. Разрушена также станция Осиповичи-2, вырезано 2 километра линии связи.

16 сентября 1943 года — за успешное руководство боевыми операциями партизанского соединения Н.Ф.Королеву было присвоено воинское звание генерал-майора.

1 января 1944 года — за исключительные заслуги в развитии партизанского движения в районе, умелое руководство партизанской бригадой, личный героизм и отвагу в боевых операциях «рельсовой войны» Указом Президиума Верховного Совета СССР Н.Ф.Королев удостоен звания Героя Советского Союза.

23 февраля 1944 года — на опорный пункт партизан в деревне Каменичи напал карательный отряд СС. В бою погибли 9 партизан 211 отряда в числе которых Борис Дмитриев.

28 июня 1944 гора — город был полностью очищен от оккупантов. Население радостно встретило своих освободителей, а в 23 часа Москва салютовала доблестным войскам 1-го Белорусского фронта 20-ю артиллерийскими залпами из 224 орудий.

ИТОГИ: подпольный РК КП(б)Б, подведя итоги боевых действий партизан и подпольщиков, рапортовал: за время оккупации партизаны и подпольщики нашего района пустили под откос 371 вражеский эшелон, разбили и повредили 339 паровозов, 2.190 вагонов, 463 платформы, 143 цистерны, уничтожили и вывели из строя 274 автомашины, 17 танков, 10 бронемашин, 119 паровозов и сожгли 2.235 тонн горючего. Патриоты разгромили 13 гарнизонов и истребили 15.000 гитлеровцев, разрушили 17 километров железнодорожного пути, перебили 5.306 рельсов, взорвали 253 моста на шоссейных и грунтовых дорогах, 21 железнодорожный мост, вырезали 68 километров телефонно-телеграфной связи».

Немецко-фашистские оккупанты хозяйничали в Осиповичах 1.093 дня. Они уничтожили все промышленные предприятия, многие общественные здания и большую часть жилых домов. Отступая, вывели из строя станцию, железнодорожные парки, взорвали водонапорную башню, путепровод, мосты через реку Синюю. Хозяйству города был причинен огромный материальный ущерб, но ничем не измерить горе, которое принесли захватчики людям. Они расстреляли и зверски замучили тысячи мирных жителей. Сотни молодых людей были вывезены на каторжные работы в Германию, и многим из них уже не суждено было вернуться на родную землю.

1 июля 1944 года — в Осиповичи прибыли секретари подпольного райкома Г.М.Войтенков, А.В.Шиенок и партизанские отряды во главе с командиром Осиповичского соединения В.В.Глотовым. Началось восстановление разрушенного оккупантами хозяйства города.

15 августа 1944 года — Б.М.Дмитриеву посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, его именем в Осиповичах названы улица и средняя школа № 1.

 

ПИШЕМ ХРОНИКУ ВМЕСТЕ! Присылайте события для пополнения, заполнив форму быстрой связи: