Шпак Александр – один из первых комсомольцев Осиповичского района

Осиповичский актив-1922-год

В печатном издании книги “Память. Осиповичский район” в разделе “1917 – 1941” есть строчки о возникновении комсомольской ячейки в нашем районе.

Первые комсомольцы появились в начале 20-х годов – ячейку коммунистического союза молодежи Замошской волости Бобруйского уезда тогда возглавлял Виктор Воинов. В 1922 году вожаком комсомольцев был избран Шпак Александр Илларионович, уроженец д.Орча, что около Вязья.

В 1968 году районная газета «ЗАПАВЕТЫ ЛЕНІНА» размещала о нем биографический очерк «Ветеран комсомола» (автор – Зорин Владимир Павлович), который мы приводим ниже почти в полном объеме, переведенный на русский язык, дополненный фотографиями.

Газетная публикация того времени заканчивается проводами Шпака А.И. на службу в Балтийский флот. Нашему проекту удалось получить материалы о дальнейшей судьбе и карьере одного из первых комсомольцев Осиповичского района! Он стал выдающимся хозяйственным деятелем, в годы Великой Отечественной войны внес значительный вклад в оборону осажденного Ленинграда, обеспечив снабжение города, жителей, промышленных предприятий, армии нефтепродуктами. Награжден орденом Красной звезды, пенсионер союзного значения…

ВЕТЕРАН КОМСОМОЛА

(биографический очерк)

В этом очерке я хочу познакомить читателей с работой осиповичских комсомольцев двадцатых годов, рассказать об одном из первых комсомольских вожаков – Александре Илларионовиче Шпаке.

Борьба А.И. Шпака за установление и укрепление Советской власти в годы Гражданской войны и период восстановления, участие в обороне Родины, беззаветное служение партии и народу могут служить ярким примером для комсомольцев наших дней.

Очерк о Шпаке А.И., 1968 год

Александр Илларионович – старый коммунист, персональный пенсионер РСФСР, живет в Ленинграде, где он работал на руководящей работе в промышленности. Он 12 лет являлся членом Ленинградского Совета депутатов трудящихся. Ему сейчас 64 года. (Это было в 1968 году, Шпак А.И. родился в 1904 году). Но если кому-нибудь придется встретиться с ним, то сразу бросается в глаза его активность, жизнерадостность. Он и теперь полон юношеского запала, энергии.

Отец Александра Илларионовича Шпака – крестьянин, коренной житель деревни Орча и Осиповичского района. Тяжелые времена до революции, отсутствие земли, тяготы и невзгоды в хозяйстве заставили кинуть земледелие и пополнить ряды пролетариата.

Семья, в составе 7 человек, покинув родные места, переехала на Украину в город Бахмач, а затем – в Сновск. Горьким оказался украинский хлеб для семьи Шпака. Материальная необеспеченность, нужда заставили Александра работать по найму уже с 12 лет.

1917 год: Великая Октябрьская революция, как и другим, определила Александру Шпаку дальнейший жизненный путь. Его трудовая деятельность в условиях Советской власти началась с работы посыльным Сновского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Здесь любопытный и заинтересованный ум подростка впервые услышал о вожде пролетарской революции В.И. Ленине, первых декретах Советской власти, лозунгах о свободе, равенстве и братстве, смысл которых он старался понять.

Однако власть на Украине в эти годы менялась трижды. Сновск Черниговской губернии, где проживала семья Шпака, подвергся частой смене режимов. Многие его жители включились в борьбу, пошли воевать на фронты Гражданской войны, посвятили себя борьбе с белогвардейскими войсками и контрреволюционными бандами.

И вот наступил 1920 год. На Украине установилась Советская власть.

В 1921 году в Сновск приехал школьный друг Александра. Еще в 1917 году он учил подростка петь «Интернационал», а однажды предложил тому пойти на комсомольское собрание.

-Да меня туда не пустят, — сказал Александр.

-Не бойся, — возразил друг. —Там будут только рады таким рабочим парням.

Первое посещение комсомольского собрания определило дальнейший жизненный путь юноши. Шпак хорошо понял и уяснил о чем говорят, к чему стремятся, о чем заботятся комсомольцы. Познакомился он и с решениями I и II съездов РКСМ, которые призывали молодежь к активному участию в строительстве новой Советской России и обороне Советской власти от белогвардейцев. И он решает вступить в комсомол.

Пусть не покажется обыденным вопрос: а легко ли вступить в комсомол? Это сейчас просто, а тогда обстоятельства, семья и люди были другими. В первые годы Советской власти вступление в комсомол было связано с сложностями, которые не каждый набирался смелости и мог преодолеть. С этими трудностями столкнулся и Шпак. Прежде всего – конфликт в семье. Комсомольцы, как активные проводники новых идей, часто подвергались преследованиям со стороны контрреволюционных элементов и кулачества. Последнее не пугало Александра, но боялись его родители. К тому же, семья Шпака, хоть и была рабочей, но мать оставалась глубоко верующим религиозным человеком.

Однажды наступил день, когда Александр Шпак пришел домой и решительно заявил родителям:

— Хочу вступить в комсомол. Не дожидаясь ответа, рассказал все, что знал об этой молодежной организации. В заключение твердо заявил:

-Не буду ходить в церковь.

Наступила нестерпимая напряженная тишина. Мать, опустив голову, дрожащим голосом выговорила:

—-Ах вот так, сынок…

В ее глазах мелькнул огонек ненависти и она пригрозила:

—станешь комсомольцем, перестанешь быть моим сыном!

Вот так! Для вступления в комсомол в 20-е годы было недостаточно одного желания. Юноша или девушка должны были иметь еще мужество и смелость.

Эти качества тем более были нужны комсомольцу тех лет, так как члены КСМ, как и члены партии, зачислялись бойцами ЧОН – частей особого назначения, которые вели вооруженную борьбу с контрреволюционными проявлениями и бандитизмом.

Прошла половина 1921 года. Александра Шпака приняли в комсомол. Первые поручения были несложными, но своим содержанием приобщали юношу к политической жизни страны. Молодой комсомолец посещает занятия всеобщего военного обучения и кружок политграмоты.

Однако голодное время военного коммунизма требовало от коммунистов и комсомольцев обеспечить требования продовольственной разверстки. Хлеб, хлеб и хлеб! Он был необходим городам Советской России, голодающему Поволжью. Те, кто имел этот хлеб, не понимали эту необходимость… Требовалось принуждение! Александр Шпак был зачислен в отряд продразверстки, добросовестно исполнял это поручение.

Если бы Александр Шпак остался в Сновске (укр. Сновськ; в 1935—2016 годах — г. Щорс), возможно, как то по другому сложились его жизнь и работа. Но семья Шпаков в марте 1922 года опять переезжает в Беларусь.

Вот и Родина, Осиповичи! Прямые, заросшие травой улицы местечка были малолюдными. Жители, запуганные жесткими репрессиями в период белопольской оккупации, боялись даже днем выходить из домов. Но жизнь в рабочих коллективах железнодорожной станции Осиповичи и особенно среди молодежи била ключом. Комсомольцы организованной Виктором Воиновым местечковой ячейки КСМБ старались привлечь на свою сторону больше молодежи. Организовывались вечеринки в частных домах (клуба тогда еще не было), появлялись пропагандисты, агитаторы, активисты.

При постановке на учет секретарь ячейки Воинов долго беседовал со Шпаком. Он рассказал, что ячейка была организована в 1921 году, комсомольцев мало, все состоят бойцами ЧОН. Виктор Воинов сразу отметил положительные качества лидера у нового члена ячейки, его политическую грамотность и подготовленность.

Прошло несколько дней после первой встречи и Воинов представил Шпака секретарю Осиповичской волостной партийной ячейки Станкевичу.

Станкевич тут же сказал Александру:

– Будешь работать секретарем волостной комсомольской ячейки (комитета КСМБ еще не было) вместо Воинова. Он поедет работать в Бобруйск.

Секретарь партийной ячейки Станкевич не оставил без внимания молодого вновь назначенного комсомольского работника. Он часто встречался с ним, беседовал, учил, каким должен быть комсомольский вожак, чем он должен заниматься и как организовывать работу.

Александр Шпак позже с благодарностью вспоминал:

– Без помощи Станкевича я, наверное, провалил бы работу.

Наступили времена новой экономической политики – НЭП. Среди осиповичских купцов и торговцев царило предвкушение скорого обогащения, появились многочисленные ростовщики и спекулянты. Пользуясь тяжелым положением, голодом они наживали состояния.

Вокзал постоянно был наполнен подозрительными личностями, которые как рой мух слетались к проходящим поездам. В переполненных вагонах контрабандисты продавали разные дефицитные товары – фотобумагу, сахарин, золото. А в лесах около Осипович еще продолжали орудовать остатки банд, поддерживаемых кулаками.

Комсомольцы во главе с А. Шпаком в отрядах ЧОН помогали чекистам вести борьбу со всем этим злом. Бывало даже так, что на боевое дежурство комсомольцев вызывали из зала клуба во время мероприятий:

– Комсомольцы, на выход! Тревога!

Тесную связь с комсомольской ячейкой поддерживал и оперпункт ЧК. Его начальник коммунист Истомин часто обращался к комсомольцам за помощью в борьбе с контрабандистами и нарушителями госграницы.

Партийно-комсомольский актив Осиповичского района, 1922 год

Приходилось заниматься и устройством на работу комсомольцев. Государственных предприятий, где они могли бы работать, насчитывалось мало, а нэпманы комсомольцев на работу старались не брать. Иногда приходилось защищать экономические интересы батраков и рабочих, работающих у частников.

Серьезной частью работы комсомольской ячейки было расширение связей с несоюзной молодежью, привлечение лучших из них в ряды КСМ. В основном, это делалось через участие юношей и девушек в кружках при клубе. Часто их приглашали на комсомольские собрания.

Собраниям придавалось важное значение. Они проходили активно, бурно, на них обсуждались вопросы международного положения, выполнения заданий по сбору продналогов, работа комсомольцев в ЧОН, УТЧК. Эти поручения исполняли смелые и волевые комсомольцы. Ими гордились, как боевыми заданиями. Ребята, не взирая на плохую походу, зачастую пешком ходили от хутора к хутору, от деревни к деревне, принуждая неплательщиков и саботажников вносить государству продовольственные взносы. Зачастую комсомольцы рисковали жизнью при встрече с бандитами… А кулаки открыто высказывали угрозы..

Александр Шпак, выполняя эти поручения и как секретарь ячейки был всегда впереди. Однажды после очередного рейда Александр пришел домой и отец, работавший тогда на железной дороге, сказал:

– Саша, будь осторожным, не ходи на хутора в Замошье! Мужики говорили, что открутят тебе голову!

Вообще, не только Александр, но и любой комсомолец, находясь в деревне, не мог чувствовать себя в безопасности. Возвратившись в город, испытывали чувства радости и облегчения. Вечером собирались в клубе, встречались с друзьями, беседовали, пели песни…

А. Шпак вспоминает:

– А молодежь тогда распевала «Молодую гвардию», «Варшавянку», «Мы кузнецы!», «Наш паровоз», сатирические куплеты про попа, Пилсудского,  Чемберлена и т.д..

Клуба не было и молодежи пришлось его строить. Для этого переоборудовали бывшее здание почты. Здесь по вечерам в свободное от основной работы время трудились комсомольцы, кипела жизнь!

Ребята перепланировали помещения, сделали печное отопление. За короткое время оснастили клуб всем необходимым инвентарем. На его сцене драматический кружок начал ставить пьесы. Комсомольцы не забывали об антирелигиозной пропаганде. На пасху и другие религиозные праздники проводили вечера с постановкой живой газеты.

Активное участие в культурно-массовой работе тогда принимали комсомольцы Сергей Шпак, Тоня Альтшулер, Ида Гольдберг, Сима Энштейн и многие другие.

14 января 1922 года с переносом центра Замошской волости в Осиповичи поле деятельности комсомольцев расширилось. Появились новые ячейки на лесопильном заводе в Холуе (переименован в Липень), в Ясене, Дараганово и других пунктах.

В июле 1922 года Александра Шпака принимают кандидатом в члены РКП(б). Он выбирается делегатом IV съезда комсомола Беларуси.

Комсомольская организация принимает участие во всех делах, которые проводят местные партийные и советские органы. Осенью 1922 года при активном участии комсомольцев в Осиповичах организована выставка. Она пропагандировала новую политику партии по продовольственному налогу, призывала к увеличению производства зерна, овощей, продукции животноводства, агитировала за коллективную обработку земли, объясняла суть сельскохозяйственной кооперации.

В декабре 1922 года Шпак, как секретарь волостной комсомольской организации, избирается делегатом с правом голоса IX Бобруйской партийной конференции, где отмечены положительные стороны работы осиповичских комсомольцев. Их инициатива по строительству клуба рекомендована к распространению в Бобруйском уезде.

В том же 1922 году состоялся X съезд РКП (б), на котором принято решение укрепить Военно-Морской Флот, а комсомол страны принял над ним шефство, которое обязало послать для службы на военные корабли более 7000 тысяч комсомольцев. Александра Шпака также направляют на службу в Красный Балтийский флот. Его проводили на собрании железнодорожной ячейки, куда пришли комсомольцы из других организаций.

Теплое прощание с друзьями и родными, гудок  паровоза, который повез Александра к Балтийскому морю. Ехали будущие моряки, уже представляя встречу с городом, который оповестил весь мир о наступлении эры свободы, равенства и братства, Советской власти!

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!

Готовится материал о ленинградском периоде Александра Шпака

Об авторе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *