Вечный огонь – Р.Н.Мачульский
Продолжается пополнение электронной библиотеки проекта.
Так, библиотеку проекта «Электронная книга Память. Осиповичский район» (далее — ЭКП) пополнила электронная копия книги Романа Наумовича Мачульского “Вечный огонь”.
В данной книге есть страницы, посвященные действиям партизан в Осиповичском районе.
В этой главе упоминаний Осиповичского района не найдено.
В этой главе упоминаний Осиповичского района не найдено.
В этой главе упоминаний Осиповичского района не найдено.
.. Вернулись в обком в хорошем настроении. Я доложил о том, что в южной части Стародорожья можно создать надежную резервную базу; там имеются удобные подходы к Варшавскому шоссе и железнодорожной магистрали Осиповичи — Слуцк.
В этой главе упоминаний Осиповичского района не найдено.
В этой главе упоминаний Осиповичского района не найдено.
Фашисты вскоре убедились, что надежды на русских «охранников» не оправдались, и выделили для охраны железных дорог дополнительные войска. Это было нам на руку. Пусть фашистский солдат лучше сидит в Копцевичах или Птичи, в Пуховичах или Осиповичах, Смолевичах или Жодино, лишь бы он не появлялся на фронте.
Партизаны нашего соединения действовали на всех железных дорогах, проходящих по территории Минской и Полесской областей. Подрывники из отрядов Шашуры и Кудашева несколько раз минировали полотно на перегонах Осиповичи — Старые Дороги и Осиповичи — Бобруйск и за сравнительно короткий срок спустили под откос свыше десяти вражеских эшелонов с живой силой, техникой и боеприпасами.
Таким образом, к исходу лета 1942 года южные районы Минской области и северные районы Полесской области были почти полностью очищены от оккупантов. Образовался огромный партизанский край с территорией свыше 17 тысяч квадратных километров. В этой зоне уцелели лишь отдельные вражеские гарнизоны, однако они не имели связи друг с другом, и их военное значение было невелико. Партизаны держали в своих руках подходы к железнодорожным магистралям Брест — Калинковичи — Мозырь, Осиповичи — Бобруйск и Осиповичи — Старые Дороги — Слуцк.
Подрывники Николай Тарасов, Федор Чернобровкин, Виктор Трапезников 20 октября заминировали путь на перегоне Осиповичи — Татарка. В подорванном вражеском эшелоне было разбито двенадцать вагонов с боеприпасами и 3 платформы с техникой.
27 декабря 1942 года группа подрывников под руководством командира отряда М. П. Сезика спустила под откос вражеский эшелон, направлявшийся из Минска через Осиповичи — Жлобин на юго-западный участок фронта. При крушении были разбиты паровоз, два вагона с живой силой и двадцать платформ с танками и бронемашинами.
29 декабря 1942 года подрывники из отряда Шваякова (ШВАЯКОВ Устин Никитович, отряд им. Щорса 37 бригада им.Пархоменко) подложили под рельсы возле станции Татарка сильный заряд — 20 килограммов [163] тола. При взрыве было разбито несколько вагонов с техникой и боеприпасами.
… Иван Чечерин со своим отделением обследовал все подступы к дороге от Руденска до Осиповичей, но ни одной бреши в фашистской охране не нашел. Патрули днем и ночью бдительно несли службу.
Поскольку партизаны наладили постоянную связь со штабом фронта, перед ними поставили новую задачу: они должны были еще активнее заниматься разведкой. Фронту требовалась свежая информация о положении в районе. Эта задача наложила отпечаток на всю деятельность отряда, а потом и бригады имени Фрунзе. Командование позаботилось о создании широкой и разветвленной сети наблюдателей и связных. Во всем этом обширном районе — в Греске, в северной части Случчины и дальше, к Старым Дорогам, почти под самые Осиповичи — находились посты наблюдения, которые постоянно следили за продвижением противника [301] по дорогам, узнавали номера воинских частей, определяли их численность, калибр орудий и минометов, марки автомашин и танков. С постами наблюдения, которые обычно состояли из местных жителей, поддерживалась связь через специально подобранных связных. Разведку вели и партизаны.