Чекисты Могилевщины о диверсии Федора Крыловича
В 2018 году в юбилейном издании “Чекисты Могилевщины. 100 лет” размещены материалы, посвященные диверсии Ф.Крыловича на ст.Осиповичи 30.07.1943 года.
В главе о Великой Отечественной войне статья на стр.152 помещена статья “Взрыв на станции Осиповичи”:
Вот текст этой статьи:
ВЗРЫВ НА СТАНЦИИ ОСИПОВИЧИ
Серьезных результатов в уничтожении врага на территории Могилевской области добилась спецгруппа «Храбрецы», выросшая в тылу врага в большой отряд специального назначения. Ее возглавлял А.М.Рабцевич.
Спецгруппа получала ценную разведывательную информацию, в том числе о подготовке фашистского командования начать химическую войну. Участниками спецгруппы осуществлена 91 диверсионная операция па железнодорожном транспорте, уничтожено 2 речных катера, 5 шоссейных мостов. В результате боевой деятельности «Храбрецами» уничтожено свыше 2 тыс. вражеских солдат и офицеров, проведена серьезная военно-политическая работа…
Успех их боевой деятельности во многом зависел от разведки чекистских подразделений, которые готовили условия, получали информацию о продвижении вражеских эшелонов, указывали наиболее уязвимые участки в работе транспорта врага.
В ночь с 29 на 30 июля 1943 года на железнодорожной станции Осиповичи совершил диверсию Федор Андреевич Крылович. Уже в первые месяцы фашистской оккупации Федор Андреевич, работая станционным электриком станции Осиповичи, создал на этом железнодорожном узле подпольную комсомольскую группу (подпольный псевдоним «Долгий»), установил связь с Осиповичским подпольным райкомом партии, партизанскими отрядами 210 и 752 и стал выполнять их задания, в том числе разведывательно-диверсионного характера.
В июне 1943 года начальник разведки спецотряда «Храбрецы» С.В.Змушко установил связь с Федором Крыловичем и привлек его для разведывательно-диверсионных работ. С этого времени он поддерживал связь с Сергеем Шевчуком и его заместителем этой разведывательно-диверсионной группы Степаном Бочериковым. Они получили первоначальное задание от А.М.Рабцевича о более умном и активном использовании возможностей Крыловича непосредственно для диверсии на станции Осиповичи. Ему рекомендовалось врученные мины ставить на проходящие через станцию эшелоны с бензином.
Выполняя это задание, 31 июля 1943 года Федор Крылович, ремонтируя ночью светофор на станции (днем он специально вывел его из строя), подвесил две магнитные мины с часовым механизмом к следовавшему на фронт вражескому эшелону с горючим – одну к головной, другую к хвостовой цистерне. Вскоре железнодорожная администрация перевела этот эшелон на путь Могилевского парка и поставила его рядом с эшелоном, на платформе которого находились бронемашины и танки, и двумя эшелонами с авиабомбами и артиллерийскими снарядами. Мины сработали одна за другой, и пламя от взорвавшихся цистерн с горючим перекинулось на соседние три эшелона. Не прошло и получаса, как на горящих платформах начали рваться авиабомбы и снаряды. Пожар на железнодорожном узле, сопровождавшийся мощными взрывами, продолжался 10 часов.
В результате этой диверсии было уничтожено 2 паровоза, 9 танков, в том числе 5 танков «тигр», 7 бронемашин, 65 вагонов с авиабомбами, снарядами и минами, 23 вагона с бензобаками, 9 цистерн с автомаслом, 15 вагонов с продовольствием, 15 платформ и другая техника. Кроме того, были повреждены три паровоза, выведены из строя железнодорожный путь Могилевского парка и станционные сооружения.
По поводу этой диверсии бывший офицер генерального штаба сухопутных сил Германии Эйке Миддельдорф впоследствии в книге «Тактика в русской кампании» напишет: «Крупного успеха добились партизаны в июле 1943 года, когда ими на станции Осиповичи был уничтожен эшелон с горюче-смазочными материалами, два эшелона с боеприпасами и чрезвычайно ценный эшелон с танками «тигр».
Результатом этой операции было и то, что разбежалась охрана расположенного вблизи лагеря военнопленных, а заключенные ушли в лес, к партизанам.
Эта крупнейшая за годы Великой Отечественной войны операция была совершена в разгар боев на Курской дуге. Крылович был награжден орденом Ленина. После совершения этой диверсии Ф.А.Крылович вместе с товарищами по подпольной борьбе прибыл в 1-ю Бобруйскую партизанскую бригаду и был зачислен в группу дальней разведки, а вскоре принял под начало группу подрывников, с которой провел еще не одну успешную операцию на «железке».
В национальном архиве Белоруссии хранится трофейный документ – «Дневник боевых действий 203-й охранной дивизии вермахта». 30 июня в нем сделана запись: «Около двух часов ночи на станции Осиповичи на железнодорожном составе с горючим взорвались магнитные мины. В результате пожара сгорело 29 цистерн с бензином, 60 вагонов с боевой техникой».
Это действительно был подвиг…