Книга Звезда Крыловича

В 2015 году вышла книга о Федоре Андреевиче Крыловиче:

Научно-популярное издание
Звезда Крыловича

Издание посвящено истории одной из крупнейших диверсий Второй мировой войны, осуществленной на железнодорожной станции в Осиповичах, и ее главному исполнителю – Федору Крыловичу. При подготовке использовались научные источники, публикации, материалы экспозиций Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, Осиповичского историко-краеведческого музея, фотографии семейного архива Крыловичей. Для широкого круга читателей.

Автор – В.Н. Мироненко. Минск: ВА РБ, 2015. – 24 с.

Из печати вышла книга « Звезда Крыловича », подготовленная специалистом по рекламе отдела выставок музея В. Н. Мироненко. В основу научно-популярного издания положены события одной из крупнейших диверсий Второй мировой войны. Подпольщик города Осиповичи Федор Крылович , рискуя собственной жизнью, прикрепил 2 магнитные мины к цистернам с горюче-смазочными материалами немецкого эшелона, прибывшего на железнодорожную станцию. В результате взрыва мин и детонации взрывающихся боеприпасов, находящихся на других составах, было уничтожено: 8 цистерн авиамасла, 23–25 цистерн с бензином, 65 вагонов с боеприпасами, 5 танков «Тигр», 3 танка «Л-20», 10 бронемашин, 12 вагонов с продуктами, 5 паровозов, кран для подачи угля, угольный склад. Нанесенный ущерб сильно затруднил пополнение немецких войск техникой и боеприпасами на Курском направлении.
За проявленное мужество в операции по ликвидации вражеской боевой техники, продовольствия и топлива, которые должны были использоваться гитлеровцами в боях с Красной Армией, Федор Андреевич Крылович в декабре 1948 года был награжден орденом Ленина, в 1949 году – медалью «Партизану Отечественной войны». Умер Ф. А. Крылович в 1959 году в 43-летнем возрасте.
В процессе сбора материала о герое-железнодорожнике, автор побывала в г. Осиповичи, встретилась с внучкой Федора Крыловича – Крылович Светланой Федоровной, с сотрудниками историко-краеведческого музея, с работниками железнодорожной станции, с сотрудниками Осиповичского райисполкома. Активное участие в подготовке издания к публикации, принимали сотрудники музея: заведующий отделом истории партизанского движения Н. А. Яцкевич, ведущий сотрудник отдела истории партизанского движения В. З. Протченко, заведующий редакционно-издательским отделом Л. П. Манкевич.

 

Ниже текст книги, полученный ЗДЕСЬ:

******* События Великой Отечественной войны все дальше и дальше уходят в прошлое. Уходят из жизни свидетели славных и трагических событий. Великая битва безумных амбиций и шшнов, втянутых в войну стран и народов, мужество и стойкость отдельно взятого человека перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств на многие годы вперед определили судьбу человечества. Новые поколения должны знать о минувшей войне, знать, какой безмерной душевной тяжестью были дни отступлений и поражений и каким безмерным счастьем стала выстраданная Победа. Не забывать и о том, каких жертв стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны в душах людей, искалечив миллионы судеб. Знать и не дать возможности повториться ужасам. Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, рожденный в уже далеком 1944-м, сегодня является одним из крупнейших в мире центров хранения свидетельств Второй мировой войны. Концептуальной основой экспозиции музея являются решающая роль Красной Армии во Второй мировой войне, вклад белорусского народа в Победу, дружба и взаимопомощь народов Советского Союза в борьбе с общим врагом – фашизмом. На сайте музея можно ознакомиться в виртуальном режиме со всей экспозицией. А вот чтобы почувствовать хотя бы на какое-то мгновение дыхание тревожных дней войны, все же лучше посетить музей, и у вас обязательно сложится собственное представление о тех далеких, легендарных временах. Изучая в который раз экспозицию, задерживаюсь на узеньком стеклянном мостике, соединяющем залы. Наверное, неспроста автор музейного проекта использовал переходы именно в таком виде – стекло и ограниченное пространство, чтобы как можно острее подчеркнуть накал человеческих чувств, готовых в любой момент вдребезги разлететься осколками забвения или же рассыпаться бесконечной благодарностью в сердцах потомков. У лица Чернышевского, дом 11 – реальный минский адрес встреч подпольщиков, связных. А это значит, что мы находимся в зале экспозиции «Партизанское движение и антифашистская подпольная борьба в Беларуси». С многочисленных черно-белых фотографий смотрят на нас организаторы партизанского и подпольного движения, непосредственные участники тех далеких военных собьrгий – в основном гражданские люди. Короткие стрижки у мужчин, галстуки, незатейливые прически у женщин, гражданская одежда вперемешку с военной. Они такие разные, 4

7 но у них одно на всех желание – избавиться от ненавистных захватчиков и навязанного ими «нового порядка». Медленно скользит взгляд по толстым стеклам выставочных витрин, за которыми хранятся сотни историй людских судеб, с их мечтами и несбывшимися желаниями. HAL Т! AUSWEIS – останавливает нас у шлагбаума на уже оккупированной территории музейный манекен солдата рейха с автоматом наперевес. Здесь же в этом зале, справа от фрагмента железнодорожного состава, разрушенного партизанами, мы видим работу художника И. В. Немогая, посвященную одной из крупных диверсий Второй мировой войны. Ужасное и одновременно завораживающее действие: от взрыва в воздух взлетают вагоны, груженые платформы, и вот уже пламя охватывает всю железнодорожную станцию и прилегающие сооружения. Пыrаюсь среди фотографий найти исполнителя этой диверсии. Чуть левее и выше от работы художника выставлены Звезда Героя Советского Союза, два ордена Ленина, орден Красной Звезды. Читаю: «Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 января 1944 года за <<Образцовое выполнение боевых заданий в тьmу врага и особые заслуги в развитии партизанского движения в Белоруссию> капитан Иван Тимчук бьm удостоен высокого звания Героя Советского Союза». Сам факт вручения Звезды Героя уже вызывает глубокое уважение и безмерную благодарность к ее обладателям, нашим уважаемым ветеранам. Продолжаю искать: опять награды, фотографии, имена. И вот глаза в глаза на меня смотрит открытым взглядом мужчина лет двадцати пяти. Под фотографией написано: «Ф. А. Крьmович – подпольщик, связной 1-й Бобруйской партизанской бригады Могилевской области))…. Сажусь за компьютер, ввожу в поисковик: «Ф.А. Крылович)). Получаю немало самой различной информации об «Осиповичской диверсии)) и ее исполнителе. Официальные данные интернет-ресурса «Википедия» самые разнообразные, порой противоречивы сведения авторов из печатных СМИ. Читаю, изучаю, а вопросов почему-то не становится меньше. К моему сожалению, расспросить художника И. В. Немогая об этом событии уже нет возможности. Обращаюсь в Осиповичский историко-краеведческий музей. Директор А. Ф. Степанова соглашается встретиться со мной и по возможности прояснить отдельные моменты из жизни земляка, более того, дает номер телефона внучки Ф. А. Крьmовича. Пытаюсь определить возраст женщины, звоню. К моему огромному удивлению, отвечает довольно молодой голос. Светлане Федоровне, внучке Крыловича, еще нет и сорока лет. Работает она инспектором по розыску багажа в Национальном аэропорту «Минск>. Договариваемся о встрече. Отправляюсь в Осиповичи, по пути на станции метро «Могилевская» забираю Светлану, и полтора часа поездки мы беседуем. Смотрю пожелтевшие черно-белые фотографии, вырезки из газет и, самое главное, вижу желание Светланы говорить. 23 марта 1916 года в Минске в семье железнодорожника родился Федор Крылович. Старший брат Алексей, сестра Софья и Федор еще были малолетними детьми, когда семья переехала в Осиповичи. Отец, Андрей Андреевич Крылович, продолжил работу на железнодорожной станции. После окончания семилетней школы Федор поступил в Витебский техникум, однако по каким-то причинам он его не закончил, возможно, из-за материальных трудностей семьи. Возвратился назад в свой город, пошел работать электриком на железнодорожную станцию, и в это же время его назначали помощником уполномоченного по делам физкультуры и спорта в райисполкоме. Как сейчас бы сказали, перспективный комсомолец. Но, скорее, не только поэтому знали и любили Федора в городе. Высокого роста, широкоплечий, он был необыкновенно смелым и решительным парнем, душой компании – всем этим он и притягивал к себе своих сверстников. Те, кто помладше, стремились подражать ему. Слово Федора для многих осиповичан было законом. В 1937 году Федора призвали в армию. В Ульяновске, по месту службы, закончил школу связистов, здесь же ему было присвоено звание сержанта. За три года службы прошел Хасан, Халхин-Гол, войну с Финляндией. Демобилизовался в 1940 году, верну лея домой в свои родные Осиповичи человеком, понюхавшим пороху. Ужасы первых дней войны жители Осипович испытали ранним утром 23 июня 1941, когда фашистские бомбардировщики сбросили первые бомбы на еще спящий город. В экстренном порядке под руководством председателя райисполкома Н. Ф. Королева бьm создан штаб обороны. Началась эвакуация людей, материальных ценностей, документов. Сержант запаса Федор Крылович добровольно явился в военкомат. Однако на фронт не отправили – кадры железнодорожников имели бронь. В этот напряженный период отступления частей Красной Армии Осиповичская станция была особенно перегружена эвакуацией, так что работы по обеспечению бесперебойного прохода составов хватало всем. И все же оперативно осуществить все мероприятия по переводу жизни на военный лад не у далось. Вражеские танки обошли Осиповичи и перерезали путь на Могилев и Бобруйск. 30 июня немцы уже были в Осиповичах. Уйти с товарищами на восток так и не удалось. Фашисты же довольно быстро установили свой «новый порядок» на оккупированной территории, объявив ее немецкой собственностью. Ввели обязательную трудовую повинность, выявили всех оставшихся в городе железнодорожников и заставили работать на себя. Из требований рейхсмаршала Г. Геринга к рейхскомиссарам на оккупированной территории: «Вы направлены ту да для того, чтобы работать на благосостояние нашего народа, а для этого необходимо забирать все возможное. При этом мне абсолютно все равно, если вы мне скажете, что люди оккупированных областей умирают с голоду. Пусть умирают, лишь бы только были живы немцы. Я сделаю все – я заставлю выполнить поставки, которые на вас возлагаю, и если вы этого не сможете сделать, тог да я поставлю на ноги органы, которые при любых обстоятельствах вытрясут эти поставкю}. От страшной мысли, что немцы и их «порядою} могут стать реальной действительностью, становилось мерзко и тоскливо. Драматические испытания, выпавшие на долю наших людей, требовали от каждого из них что-то преодолеть в себе и отказаться от привычного и так необходимого в их повседневной жизни. В глубине же души их не покидала вера в свою армию, в своих товарищей, наконец, в самих себя. Вся организационная работа Осиповичского подпольного райкома в первые месяцы фашистской оккупации района была направлена главным образом на разоблачение лживой гитлеровской пропаганды, пополнение запасов оружия и боеприпасов, создание партизанских отрядов, подпольных групп. За июль – август 1941 года в Осиповичах было организовано порядка 9 таких групп, деятельность которых сразу же ощутили на себе оккупанты. Одну из них возглавил машинист паровозного депо Марк Шведов. В нее вошел и станционный электромонтер Федор Крылович. Подпольщики объявили врагу диверсионную войну с нанесением фашистам реального ущерба в технике и живой силе, заставляя их порой перебрасывать подразделения солдат с фронта на охрану важных коммуникаций. Подпо.1ьщики засыпали песок в вагонные буксы, выводили из строя станционное оборудование, повреждали паровозы, действуя в своих районах и опираясь на поддержку местных жителей, совершали неожиданные налеты, пополняя собственный арсенал оружием и истребляя при этом противника. Огромное влияние на подъем партизанского и подпольного движения оказала первая и так необходимая победа советских войск осенью 1941 года под Москвой. Партизанская борьба приняла всенародный характер. 7

10 Сама реальная жизнь побуждала людей к посrупкам, которые спустя годы станут называться гражданским долгом, подвигом. Но одни при этом оставались всего лишь сторонними наблюдателями и выжидали, а другие целыми семьями брали в руки оружие, пополняя ряды народных мстителей. Так произошло и с семьей Крьmовичей. Торжественно и сурово зазвучали слова присяги, которые произносили перед боевым строем те, кто включался в борьбу: «Я, грамадзянiн Саюза Савецкiх Сацыялiстычных Рэспублiк, верны сын гераiчнага беларускага народа, прысягаю, што не пашкадую нi сiл, нi самога жыцця для справы вызвалення майго народа ад нямецка-фашысцкiх захопнiкау i ката у i не СКJiаду зброi да таго часу, паку ль родная беларуская зямля не будзе ачышчана ад нямецка-фашысцкай поганi. Я клянуся строга i ня)тхiльна выконваць загады сваiх камандзiрау i начальнiкау, строга захоуваць воiнскую дысцыплiну i берагчы ваенную тайну. Я клянуся за спаленыя гарады i вёскi, за кроу i смерць нашых жонак i дзяцей, бацькоу i мацярэй, за гвалты i здзекi над маiм народам, жорстка помсцiць ворагу i безупынна, не спыняняючыся нi перад чым, заусёды i усюды смела, рашуча, дзёрзка i бязлiтасна знiшчаць нямецкiх акупантау». Андрею Андреевичу Крьmовичу – отцу Федора, когда началась война, минуло шестьдесят. Он обрадовался, когда узнал, что в лесу под руководством Н. Ф. Королева создан и действует партизанский отряд. Долгое время проработав железнодорожником на Осиповичской станции, Андрей Андреевич хорошо знал людей, знал все ходы и выходы, дороги, леса и тропинки, появляющиеся и так же внезапно исчезающие. А опыт бывшего революционера дал возможность быстро связаться с подпольщиками. А А Крылович стал выполнять их задания. Пользуясь тем, что на стариков немцы обращали меньше внимания, он под различными предлогами зачастил в лес. Вспоминая о Крьmовичестаршем, один из руководителей Осиповичского подполья Марк Севастьянович Шведов так охарактеризовал его работу: «Крылович-отец – истинный советский патриот, который с первых дней войны активно включился в борьбу. Его сын Федор, имевший навыки радиолюбителя и армейскую специальность связиста, собрал радиоприемник. В доме Крыловичей подпольщики слушали радиопередачи из Москвы. Отец Андрей Андреевич вел постоянный прием и запись сводок, а Федор и другие подпольщики распространяли их в городе. Часто Андрей Андреевич ходил на связь с партизанами». После диверсии, совершенной на Осиповичской железнодорожной станции его сыном Федором, А А Крьmович вместе со старым коммунистом И К Потоцким, отцом подпольщика Николая Потоцкого, ушли в партизанскую бригаду, которой командовал будущий Герой Советского Союза В. И. Ливенцев. В отряд прибыли не с пустыми руками, им удалось доставить около тонны соли и много бумаги. В Осиповичи Андрей Андреевич вернулся уже после освобождения города от фашистов. Старший cын А. А. Крылювича – Алексей перед самой войной приехал в Осиповичи. В своих исследованиях партизанского движения в Беларуси доктор исторических наук, профессор Литвин Алексей Михайлович пишет, что Алексей Крылович отличился в советско-финляндской войне, имел награду. Вероятнее всего, нашелся «доброжелатель», который донес на него гитлеровцам. Соседи успели предупредить, что приходили люди в штатском, расспрашивали о нем. Алексей скрылся у сестры Софьи, которая жила в деревне Старинки, недалеко от Дзержинска. Там и пробыл до февраля 1942 года. Потом Алексей ушел в партизаны. Командовал ротой, возглавлял взвод разведки. В характеристике, подписанной С. С. Ключко – командиром партизанской бригады имени Фрунзе, говорится: «Крьmович Алексей Андреевич принимал активное участие во всех боевых операциях. Проявил себя дисциплинированным и смелым разведчиком. 2 января 1944 года в бою с немецко-фашистскими захватчиками на станции Негорелое Алексей погиб». О сестре братьев Крьuювичей – Софье сохранилось очень мало сведений. Со слов внучки Федора, Светланы Крьmович, фашисты убили ее тетю в 1944 году в ее же доме. Она лишь успела накануне спрятать своих малолетних детишек, которых приютили соседи, а потом их забрала тетя Софьи – Олимпиада Николаевна Крьmович. Софья Андреевна до войны недолго работала в школе в Старинках. Ее муж, председатель Старинковского сельского совета, Александр Александрович Альховик в 1941 году ушел на войну. Софья чем могла помогала скрывающимся от гитлеровцев командирам и красноармейцам отступающей армии. Когда бьm сформирован партизанский отряд имени Фрунзе, стала связной. Много раз совершала Софья Крьuювич поездки в Минск и Дзержинск. И каждый раз в отряд доставлялись медикаменты, оружие и боеприпасы, а также необходимая информация. Многим советским военнопленным отважная женщина помогла переправиться в партизанские отряды. Для более тесной увязки боевых действий партизан с планами наступательных операций Красной Армии ЦК КП(б)Б 24 июня 1943 года принял постановление «0 разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны». В Германии дела обстояли уже не так радужно, как в начале войны: союзники высадились в Италии, в хваленой немецкой армии уже не хватало «истинных арийцев», под ружье ставили стариков и несовершеннолеrних, стратегическая инициатива бьиа уже в руках Красной Армии. Наступательная операция «Цитадель», запланированная оперативным uпабом вермахта, не стала для фашистов реваншем на северном и южном фасах Курского плацдарма Война перешла в новую фазу боевых действий. Эrо понимали все, и только Геббельс продолжал вещать о непобедимости немецкого оружия, тогда как для большинства немцев Восточный фронт стал «страшным сном». Железнодорожная магистрмь Минск – Осиповичи являлась для фашистов стратегически важной артерией в снабжении Восточного фронта На станции располагались склады важных грузов, формировались эшелоны, как воздух необходимые на курском направлении. Секретарь Могилевского подпольного обкома ЛКСМБ Павел Воложин после личной встречи с Федором Крыловичем весной 1943 года в своем донесении руководству сообщил: «Имел свидание. Подобрался замечательный парень. Он у меня уполномоченный по Осиповичам. Ф. А Крылович – энергичный, инициативный и исполнительный. Вот что он проделм со своей группой за это время в Осиповичах: уничтожили 21 цистерну с горючим, 13 платформ. Выведено из строя 38 электромоторов, дизель электростанции не работал 6 месяцев. При участии Федора в партизанские отряды бьио переправлено 52 человека Парень хорошо знает работу подполья, условия конспирации. Поставил перед ним ряд новых задач и главную – активизация практических действий, способных нанести урон фашистам». Ф. Крылович (слева). Фотография из семейного архива С. Крьиювич 10

13 В середине июля П. Воложин встретился с командованием спецотряда Наркомата госбезопасности БССР «Храбрецы)), базировавшегося в Октябрьском районе Могилевской области. В отряде он получил две магнитные мины для разработанной операции. Далее последовала цепочка передачи этих мин исполнителю намеченной диверсии. Со слов старшего научного сотрудника Осиповичского историкокраеведческого музея М. С. Саканцевой, мины Федору Крьшовичу непосредственно передали Елена Пармон и несовершеннолетний Коля Потоцкий. Николай в начш1е 1944 года попа’i в немецкую облаву и впоследствии был расстрелян фашистами в Бобруйском концлагере. В ночь на 30 июля 1943 года электромонтера Крыловича в срочном порядке вызвали устранить неполадки с семафором в вагонном парке станции. Не использовать такую возможность Федор не мог. С невероятным риском для себя спрятал  мины в переносном ящике для инструментов и в сопровождении охранника отправился к нужному семафору. На станции в это время готовился к отправлению эшелон с горюче-смазочными материалами в направлении Курска. За время, отведенное на устранение неполадки, Федору у далось прикрепить две магнитные мины на цистерны состава, готового в любой момент отправиться со станции. Причем прикрепил их в начале и в конце эшелона. Предполагалось, что состав взорвется в пути следования. Однако поступило срочное распоряжение немецкого руководства перевести эшелон на запасной путь. Этот же факт подтверждает в своей монографии «Всенародная борьба в тылу немецко-фашистских за,хватчиков )) П. К Пономаренко: «Из-за взрывов пути, произведенных гомельскими партизанами, на ст. Осиповичи задержался ряд поездов, в том числе один с горючим, два с боеприпасами и один эшелон с танками «Тигр)). Федор Крьшович, насколько возможно, пьттался предупредить других подпольщиков о сложившихся обстоятельствах и предполагаемом взрыве на станции. В 3 часа ночи сработа1а первая мина, небо разорвшюсь множеством огней, через двадцать пять минут взрыв повторился. Над станцией взметнулся гигантский огненный столп. Осиповичи не один час трясло, как при землетрясении, а детонировавшие снаряды рвались и рвались. Бушующий огонь поглотил практически все станционные сооружения. Оглушительные взрывы, разлетающиеся на сотни метров осколки и неразорвавшиеся снаряды… Казалось, горело все – вагоны,  техника, земля, даже небо. Все превратилось в смерч расплаты. Так продолжалось порядка десяти часов. В результате взрывов боеприпасы были разбросаны по всей территории станции и за ее пределами. Дгrя обезвреживания снарядов и бомб немцы вынуждены были затребовать саперов из Минска и Могилева. Оrблески пожара «долетели)) и до Берлина, последствия диверсии разбирались в немецком Генштабе. Оrдельные генералы охранной службы были сняты со своих постов. Следствие сочло их виновными в том, что они не уберегли столь необходимые дriя немецкой армии эшелоны. Диверсия имела еще один непредвиденный результат. Когда стали рваться вагоны с боеприпасами, разбежалась не только станционная охрана, но и те, кто охранял фашистский концлагерь, а его узники, в основном пленные красноармейцы, оказались все на свободе. Большинство из них затем пополнили партизанские отряды. После произведенной диверсии ни Федор Крылович, ни его единомышленники-подпольщики: Н. Потоцкий, А Пискун, В. Ругалев, А Вышинский, В. Тимофеева и другие – не могли больше оставаться в городе. Они ушли в лес к партизанам, продолжая вести борьбу с фашистами. Разведывательно-диверсионная группа под руководством Ф. Крьшовича провела ряд успешных операций: 7 сентября 1943 года по заданию Ф. Крыловича Леонид Романовский взорвал генератор железнодорожной электростанции; в ночь с 15 на 16 сентября Н. Потоцкий, Л. Верещагин, Ф. Крылович на железнодорожной станции Осиповичи в вагонном парке уничтожили блокпост: 5 ноября Ф. Крылович, Н. Потоцкий, Е. Пармон, Курганович взорвали трансформаторный киоск вагоноремонтного пункта в Осиповичах; 23 ноября на мишlх, заложенных Н. Потоцким, взорвались две немецкие легковые автомашины. При выполнении этих и многих других боевых операций командир боевой группы 1-й Бобруйской партизанской бригады Ф. Крьшович получал неоднократно контузии. Именно эти обстоятельства и не позволили ему продолжить боевой путь в составе Красной Армии после освобождения Осиповичей от немецко-фашистских за.хватчиков. В июле 1944 года его комиссовали, а спустя некоторое время он возвратился на железнодорожную станцию, где по-прежнему стал трудиться электромонтером. В своем письменном отчете о проведенной им операции Федор Крьшович сообщит: «В результате взрыва уничтожено: 8 цистерн авиамасла, цистерн с бензином, 65 вагонов с боеприпасами, 5 танков «Тигр», 3 танка «Л-20», 10 бронемашин, 12 вагонов с продуктами, 5 паровозов, кран для подачи угля, угольный склад». «Рельсовая война» впервые в истории военных действий продемонстрировала единый замысел в организации и проведении ряда крупных операций по выводу из строя вражеских железнодорожных коммуникаций на большой территории, которые были тесно связаны по времени и объектам с действиями наступающей Красной Армии. Диверсия Крыловича стала своего рода показательной операцией, демонстрирующей единство БШПД (Белорусский штаб партизанского движения) с командирами партизанских отрядов и непосредственными исполнителями различных заданий в борьбе с фашистами. Операции «Рельсовая война>> и «Концерт» в целом снизили в 1943 году пропускную способность железной дороги для немцев на 40 %. Скоординированные действия партизан и подпольщиков срывали планы противника по накоплению материальных средств и сосредоточению войск, серьезно затру дня.пи проведение перегруппировок военных сил. Федор Крылович, безусловно, один из тех, кто, рискуя собственной жизнью, внес огромнейший вклад в срыв перевозок немецких войск и военной техники, приближая тем самым победу над врагом. За весь период оккупации партизаны и подпольщики Осиповичского района пустили под откос 371 вражеский эшелон, разбили и повредили 339 паровозов, 2190 вагонов, 463 платформы, 143 цистерны, уничтожили и вывели из строя 274 автомашины, 17 танков, 10 бронемашин, 119 паровозов и сожгли 2235 тонн горючего. Патриоты разгромили 13 гарнизонов и разрушили 17 километров железнодорожного пути, перебили 5306 рельсов, взорвали 253 моста на шоссейных и грунтовых дорогах, 21 железнодорожный мост, вырезали 68 километров телефонно-телеграфной связи. В конце 1943 года белорусские партизаны контролировали почти 60 % оккупированной территории Беларуси. 28 июня 1944 года по Приказу Верховного Главнокомандующего Советского Союза в Москве был произведен салют 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий в ознаменование освобождения Осипович. Победные огни, взлетавшие в ночное московское небо яркими звездами, зажигались и в честь нашего героя Федора Крыловича. Бывший офицер генерального штаба вермахта Э. Миддельдорф спустя несколько лет после войны в своей книге «Тактика в русской кампании напишет: «Действия русских партизан во время проведения крупных наступательных и оборонительных операций сильно затрудняли обеспечение немецких войск и проведение оперативного маневра. Крупного успеха добились партизаны также в июле 1943 года, когда ими на станции Осиповичи был уничтожен эшелон с горюче-смазочными материалами, два эшелона с боеприпасами и чрезвычайно ценный эшелон с танками «Тигр». Гораздо позже, в 1970 году, почти через 30 лет после этого события, в интервью популярному в Советском Союзе молодежному журналу «Смена» Пантелеймон Пономаренко, бьвший первый секретарь ЦК КП(б)Б, в годы Великой Отечественной войны- начальник Центрального штаба партизанского движения, отмечал: «Если бы речь шла о самой выдающейся операции, совершенной одним человеком, я бы, не задумываясь, ответил: уничтожение четырех военных эшелонов на станции Осиповичи в июле 1943 года Их взорвал комсомолец Федор Крылович». Одно из немногих свидетельств о послевоенных годах жизни Федора Андреевича Крыловича – сохранившаяся производственная характеристика. Читаю: «Крьшович Ф. А работает электромонтером с сентября 1945 года, а позже за хорошую работу переведен в старшие электромонтеры. За период работы на электростанции товарищ Крылович Ф. А все задания выполнял и перевыполнял. Является лунинцем (так называли передовиков-железнодорожников, участвовавших в трудовом почине, аналогичном стахановскому). За хорошую работу получал благодарности от руководства отделения паровозного хозяйства. За перевыполнение производственных заданий отмечался прессой. Так, газета «Железнодорожник Белоруссии» отмечала стахановский почин товарища Крыловича на электростанции. Таюке областная газета «За Советскую Родину» отмечала стахановско-лунинские методы работы т. Крыловича. Ф. А Крьшович является профоргом участка электростанции. Активно участвует в общественно-политической жизни электростанции и паровозного хозяйства. Решением Райпрофсожа товарищ Ф. А Крьшович занесен на Доску почета имени4-й Сталинской пятилетки к годовщине Великой Октябрьской революции. Начальник электростанции ст. Осиповичи Бел. ж. д. – техник-с1ейтенант тяги Крицук, 1948 г.». Несмотря на постоянно дававшие о себе знать последствия контузий, «запоздалые награды», Ф. Крьшович не сломался, добросовестно работал и любил жизнь.

За проявленное мужество в операции по ликвидации вражеской боевой техники, продовольствия и топлива, которые могли бы использоваться гитлеровцами в боях с Красной Армией, Федор Андреевич Крьшович в декабре 1948 года указом Верховного Совета СССР награжден орденом Ленина, в 1949 году – медалью «Партизану Огечественной войны». Умер Ф. Крылович в 1959 году в 43-летнем возрасте. Копия документа, предоставленная Осиповичским историко-краеведческим музеем. Фотография В.Мироненко Время расставляет все по своим местам. Так произошло и с Федором Крыловичем, совершившим крупнейшую железнодорожную диверсию в истории Второй мировой войны. В соответствии с документом от 9 августа 1942 года «Письмо ЦК КП(б)Б командирам и комиссарам партизанских отрядов, всем партизанам и партизанкам Белоруссии об активизации действий партизанских отрядов в тьшу врага», в котором гово рилось: «ЦК КП(б) Белоруссии предлагает всем командирам и комиссарам партизанских отрядов за каждый пущенный под откос поезд всю группу отличившихся партизан немедленно представлять к высшим правительственным наградам. При невозможности представить материалы к награждению немедленно задокументировать подвиги отличившихся партизан для последующего представления их к награде», Ф. Крьшович мог получить заслуженное признание значительно раньше. Именем героя-подпольщика названы улицы в Осиповичах и Минске. 15

18 В 2009 году благодарные осиповичане в знак памяти о своем герое-земляке на собранные средства при участии Белорусского республиканского союза молодежи установили на железнодорожном вокзале памятник Ф. А. Крыловичу. Смотрит Федор на грохочущие грузовые составы, отправляющиеся как на восток, так и на запад, комфортабельные поезда с пассажирами, уверенными в своем настоящем и будущем, и радуется замечательным переменам в своем городе и светлому небу над головой, в чем, безусловно, есть и заслуга героя Крыловича. Памятник Федору Крыловичу на железнодорожном вокзале в г. Осиповичи. Фотография В. Мироненко 16

19 Двухэтажное здание Осиповичского железнодорожного вокзала, уцелевшее со времен Великой Оrечественной войны. Фотография В. Мироненко Ф. Крылович со своей сестрой Софьей Фотография из семейного архива С. Крылович 17

20 Копия документа, предоставленная Осиповичским историко-краеведческим музеем. Фотография В. Мироненко 18

21 Ф. Крылович (второй справа). Фотография из семейного архива С. Крылович Ф. Крьmович (третий справа в верхнем ряду). Фотография из семейного архива С. Крылович 19

22 Ф. К р ылович ( в центре). Фотография из семейного архива С. К р ылович 20

23 Копия докумен т а, предоставленная Осипов и чс ки м и с тор и ко-краеведческим музеем. Фотограф и я В. Ми р оненко 21

24 Внучка и правнучка Ф. Крыловича в Осиповичском историко-краеведческом музее. Фотография В. Мироненко Современный вид Осиповичскоrо железнодорожного вокзала. Фотография предоставлена отделом идеологической работы, культуры и по делам молодежи Осиповичского райисполкома 22

25 Список использованной литературы l. Великая Отечественная война : энцикл. – М.: Сов. энцикл., Беларусь у Вялiкай Айчыннай в ай не : энцыкл. – Мiнск: Беларус. энцыкл., Всенародное партизанское движение в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны (июнь июль 1944 ): док. и материалы. – Минск: Беларусь, Т. 1: Зарождение и развитие партизанского движения в первый период войны (июнь ноябрь 1942) В лесах Белоруссии: воспоминания советских партизан и немецких антифашистов/ сост.: А. В. Семенова [и др.]. – Минск: Беларусь, Партизанские формирования Белоруссии в годы Великой Отечественной войны (июнь июль 1944). -Минск: Беларусь, Брюханов, А. И. В штабе партизанского движения / А. И. Брюханов. – Минск: Беларусь, Пономаренко, П. К Всенародная борьба в тылу немецко-фашистских захватчиков / П К Пономаренко. – М.: Наука, Литвин, А. М. Крьиовичи / А. М. Литвин// Сов. Белоруссия мая. 23

26 Научно-популярное издание Мироненко Валентина Николаевна ЗВЕЗДА КРЫЛОВИЧА

Редактор Л. А. Сивагина, М. Н. Фадеева

Корректор А И. Вайтехович Компьютерная верстка Т В. Лукашонок Подписано в печать Формат 6Ох84/16. Бумага офсетная. Ризография. Усл. печ. л. 1,4. Уч.-изд. л. 1,2. Тираж 200 экз. Заказ 229. Издатель и полиграфическое исполнение: учреждение образования «Военная академия Республики Беларусь». Свидетельство о государственной регистрации издателя. изготовителя, распространителя печатных изданий 1/224 от /84 от Пр. Независимости, 220,  Минск.

 

Об авторе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *